Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236013 г. Калининград, Балтийское шоссе,д. 110
  • 8 (4012) 96-85-42
  • maouschool09@edu.klgd.ru

Родителям

10 «НЕ…»

Нет правила о том, как воспитывать ребенка, единого на все случаи жизни. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения,

НО

есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.

Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ.

Конечно, родители время от времени все же пользуются недозволенными мерами. Иногда к ним прибегают по собственному невежеству, иногда в "расстроенных" чувствах. Однако следует перечислить эти недозволенные приемы, чтобы никто не использовал их хотя бы просто по невежеству.

Итак, давайте запомним, чего нельзя делать, так же, как мы помним заповедь "Не убий!".

10 «НЕ…»

Не унижай ребенка! Мы иногда запросто можем сказать ребенку: "А лучше ты ничего не мог придумать? А у тебя вообще голова на плечах есть?" и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь.

Не угрожай! Мы иногда говорим: "Если ты еще раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну!" Каждый раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны - они не улучшают поведение ребенка.

Не вымогай обещаний! Последовательность действий порой бывает такова: ребенок сделал что-то, чего нельзя делать. А мама ему говорит: "Теперь обещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь" - и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: "Ты же пообещал!" Она не знает одного - обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра - угроза, относятся к будущему. Но ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, когда он их нарушит. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово - это одно, а дело - совсем другое.

Не опекай излишне! Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что он сам ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей ребенка что-либо делать самостоятельно. Следует принять как девиз: "Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам".

Не говори слишком много! Излишне многословные объяснения означают для ребенка: "Ты не способен понимать простые вещи, лучше послушай, я тебе объясню".

Не требуй немедленного повиновения! Вашему ребенку не понравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно бросил все, чем занимался. Нам, по крайней мере, следует предупредить его заранее: "Минут через 10 будем обедать". Мы вполне можем позволить ему поворчать немного: "Ой, мам! Я еще поиграю". Слепое безоговорочное подчинение подходит для марионетки, но оно не способствует формированию независимого и самостоятельного человека.

Не потакай ребенку! В данном случае речь идет о вседозволенности. Ребенок сразу почувствует, что родители боятся быть твердыми в соблюдении границ, боятся сказать ему "нет". Это вселяет в ребенка уверенность, что все правила резиновые - немножко поднажать, и они растянутся. Это может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами возможны горькие разочарования. Потакать ребенку - значит, лишить его возможности вырасти приспособленным к жизни.

Будь последователен в своих требованиях! В субботу у мамы хорошее настроение, и она разрешает сыну (дочери) нарушать все правила (или их часть). В понедельник, когда ребенок делает то же самое, она "наваливается на него, как тонна кирпичей". Ребенку нужна последовательность в требованиях. Он должен знать, что от него ожидают. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка! Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы вселяете в него чувство неприязни к вам. Вы требуете он него зрелости поведения, на которую он еще по возрасту не способен. И это плохо скажется на развитии его самосознания.

Не морализируй! Это вселяет в ребенка чувство вины и развивает отрицательную самооценку. Все морали в конечном итоге для ребенка сводятся к одному: "То, что ты сделал, - это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама делает для тебя?".

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если бы все это записать на магнитофон и потом проиграть мамам, они были бы поражены. Чего только они не говорят своим детям. Тут и угрозы, и насмешки, и постоянное ворчание, и, конечно, лекции на моральные темы. Установлено, что под влиянием словесного потока ребенок "отключается". Это его единственный способ обороны, который он быстро осваивает. Конечно, он не может отключиться полностью и испытывает чувство вины.

Не лишай ребенка права оставаться ребенком!  Или…

Сколько раз можно повторять!

Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые, вроде бы, и безобидны, однако при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если сказаны они спокойным тоном.

А есть и другие слова,

которые люди обычно стесняются говорить или просто не считают нужным, хотя те способны заглаживать обиды и промахи, улучшать настроение, вселять уверенность и надежду, но об этом – в следующей статье.